Единственная польза оффлайн вузов — это теоретически эффективный нетворкинг


Ещё один аргумент который приводят в защиту вузов это нетворкинг, т.е. связи.
Это так, это работает. Особенно хорошо это работает на заочном обучении: в твоей группе полюбому окажется несколько людей которые где-то по специальности работают. А может даже окажется начальник. И он увидит что ты толковый и пригласит к себе работать.
В моей группе был Сергей Ладыга — руководитель отдела разработки предприятия Резонанс.
Сергей был самоучкой и настоящим Инженером. Он очень круто разбирался прямо вот во всём: и в электронике и в тонкостях C++.
Он прекрасно знал всё из высшей математики и ТАУ что было связано с электроникой.
Всё это он выучил сам. Насколько я понял, он пошёл учится чтобы подстраховаться к пенсии — если что пойти в вуз преподавать. По крайней мере он закончил с рекомендацией для аспирантуры.
Так вот Серёга забрал к себе в отдел двоих одногруппников.
Я и сам получил первую айтишную работу по рекомендации одногруппника.

Вообщем я не буду врать — это работает. Тогда почему я всё таки даже этот жирный такой факт отрицаю как ценность вузов?

Тогда было всё таки другое время. Айтишной работы в моём городе практически не было. Я просто не знал даже где вообще есть хоть программисты, и уже молчу о том есть ли там вакансии. Сейчас ситуация в разы лучше: уже появилось больше десятка разных компаний.
Вместе служить в армии, торчать в институте это не единственный способ познакомится. С первыми из своих знакомых программистов я познакомился вообще при очень странных обстоятельствах.
Сейчас есть всевозможные айтишные клубы, есть конференции, есть опять таки, курсы и тренинги — и они мне дают очень много знакомств.
Ни с кем не познакомится не получится даже у интроверта-социофоба.

А если вам ещё как и мне посчастливится побывать на тренинге Ваче Давтяна про нетворкинг, то связи для вас вообще не будет проблемой.
Жаль, что нашёл только кусочек видео:

Вообщем связи в современном мире уже не проблема. Даже с людьми из высшего общества относительно легко устанавливать связи — если им выгодно они готовы идти на контакт.

Но если бы только связи… Есть ещё один вааажный момент: находится среди людей с другим менталитетом.
Я очень чётко ощущал разницу между дневниками и заочниками даже между разными группами заочников. У меня была отличная группа: в ней были только инженеры. Я конечно понимаю что очень много моих оппонентов очень круты в математике: и десять алгоритмов сортировки назовут, и докажут как выжны лямбда исчисления. Но всё таки, понимаете ли вы что такое когда ты например главный по котельным на комбинате? Когда у тебя аварийное оборудование а ты отвечаешь за жизни своих людей, а они травмируются и гибнут!?
Это приучает к очень холодному и рациональному мышлению. И к манере общения которая со стороны кажется очень грубой и решительной. Чем то похоже на боевых офицеров.
Никто там не распыляется на «мне кажется», «по моему скромному мнению», «все это верно, я с тобой полностью согласен и всё же», «у нас с тобой просто разные точки зрения» — оставьте эти сопли для интернета.
Знаешь точно — говори. Ошибся? Не учёл чего-то? Скажи мне, я сразу скажу «ок» и пойдём дальше.
«Этот предмет не серый, он состоит из комбинации чёрных и белых ниток издалека дающих серый оттенок».
«Гавно — это гавно. Причём тут о вкусах не спорят?».
«Нет, давай всё таки разберёмся».
«А оно нам надо?».
У меня не получилось, но я постарался передать примерно одну из частей манеры мышления.

На перовом курсе мне несправедливо поставили тройку за высшую математику, хотя знал я её на все пять. Вообще первый семестр закончил на пятёрки да четвёрки. Я очень хотел хорошие оценки, то что Николай назвал «геймификацией».
Я пришёл на пересдачу где толпилось куча студентов в очереди к преподавателю. Там я встретил старосту который пропустил экзамен и пришёл на пересдачу. Он удивился увидев меня и услышав что я просто хочу выше оценку сразу сказал: «Тебе это не нужно. Не трать время и нервы своё и других».
Отличная блин мотивация. Вся геймификация коту под хвост.
Я конечно преподавателя тогда домучал и он мне поставил четыре — выше он ставил принципиально. Но я себя почувствовал от этого только хуже.
Все остальные хорошие оценки дальше я получал только потому что хорошо что-то выучил только потому что стало самому интересно.

И инженеров абсолютная настроенность на результат и на пользу. Абсолютно чётко изучали всё что только может быть полезным а сразу без лишних вопросов решали бессмысленные предметы.
Это было потрясающее окружение: во многом благодаря тому что я всё таки стал к ним прислушиваться и оказался одним из шести студентов которые дошли до последнего курса. А было изначально нас две группы по 33 человека.

Но это моя группа, и мне действительно очень повезло.
Я даже рассказывать не буду про то сборище малолетних баранов которые учились на дневном и про их ментальность. Это слишком тяжело для меня. Ни о каком обмене «мудрой ментальности» там не может даже идти и речи.
В лучшем случае из ментальности в которую вы потенциально можете попасть на дневном — это связаться с «ботанами».

Блин, а где же самая лучшая ментальность? Очевидно же — на работе. Устройся хоть уборщиков, хоть наклеивателем марок, хоть тестером, хоть кем-то хоть куда-то и ты получишь доступ пообщаться с настоящими специалистами которые за просто так тебе расскажут то чего ни в одном учебнике не найдёшь.

Вы можете сказать «Ой да ладно а вот я вчонный! Я тут наукой занимаюсь!». Идите в жопу. Просто покажите ваши дипломные работы или кандидатские. Нету там никакой науки. Во всей информатики вообще только одна формула.
Здесь нет ни учённых ни какой нибудь науки! Мы страна третьего мира. Мы продаём только сырьё и рабов, в том числе айти рабов.
Мы ничего не производим — только продаём метал и ворованный газ. Даже все наши заводы были построены американцами во время индустриализации.
Вся наша экономика была создана просто «для труда». Чтобы люди были чем то заняты. Склады были завалены никому не нужной продукцией.
Что мы создали? Устаревшие морально автоматы Калашникова нужные только папуасам? Никому не нужные ракеты?
Забудьте об этом.

У меня есть знакомый работающий в одной успешной компании где реально применяются нейронные сети и всякие там матаны. Работники этой компании постоянно где-то выступают, все сплошь кандидаты. Так вот он мне рассказал про код который там написан — он хуже индийского. Из всех возможных вариантов эти гении находили ещё один невозможный сделать через задницу и с помощью него делали.
Я был в шоке и терял дар речи когда слушал его.
Я был в шоке когда мои знакомые из Самсунга рассказывали что у них происходит на проектах которые по тесту Джоела ни одного бала не набирают.
Я был в шоке когда мне ракетный инженер с Южмаша рассказывал про мрак который у них происходит. Даже если и есть какие нибудь успехи в космосе быстро становится ясно что деньги и силы вбуханные туда никогда не окупятся.

Зачастую все эти высокие технологии внутри совсем не высокие.

Хватит вбухивать деньги и силы в то, что у нас не получается. Хватит мечтать о какой-то там науке.

Помните, сначала ваша задача — заработать денег. А потом уже можете заниматься тем что вам нравится.
Если кто-то думает что у нас программисты много получают то он очень ошибается.
Я не видел программистов на Феррари.
Зато я видел съёмные квартирки в которых большинство из них живёт.
Я видел как они влезают в кредиты и адски пашут на неинтересных работах.
«Много денег не бывает. Бывают только камни в почках и бедные родственники у жены»
Если ты получаешь две тысячи долларов ты по прежнему нищий потому что у тебя есть ещё жена, дети, и старые родители которые не получают вообще ничего.
Для большинства наших программистов деньги по прежнему остаются главной проблемой.
Им наплевать чем заниматься, они готовы работать хоть в сарае (я так и работал когда-то).
Главное заработать денег и прокачать опыт чтобы заработать больше.

И я конечно понимаю что знание математических крякозяблов тешит ваше самолюбие, но пацаны — лучше заработайте денег пока ещё есть возможность.
Азиаты заполняют Силиконовой долину. Скорее всего весь центр разработке вообще перейдёт в Китай.
Мы, украинцы, очень шатко держимся на рынке — никто не гарантирует что через год вы не потеряете работу.
Даже самых матёрых девелоперов увольняют только так. И джунам и студентам не так просто устроится как кажется.
Всех их спрашивают только две вещи: 1) у тебя есть опыт коммерческой разработки 2) как у тебя с английским?
Знаешь ты, или нет, что такое двусвязные списки — это будет интересно только техническому интервьюеру для того чтобы примерно нащупать что там у тебя за опыт и как быстро ты сможешь справляться с работой. Их больше интересует сработаешься ли ты с командой или нет.
А что такое двусвязный список тебе любой синьёр за минуту объяснит.

Вот например интересный бизнес филосов Балашов очень хорошо об этом сказал что топтать вуз имеет смысл только там где люди с нужной вас ментальностью.

Идеально пойти учится на юриста — там сплошь дети прокуроров и чиновников. Ну или куда нибудь на MBA.
Но как только получили связи или поняли ментальность — сразу отчисляйтесь или переводитесь на заочку и идите зарабатывать.

Вывод: Когда вам говорят что вуз это же не только учёба а и платформа для встречи людей по интересам это иногда и отчасти правда. И вам повезёт если вы там встретите людей близких по духу и ещё сможете вместе что-то сделать.
Но абсолютно точно вуз это не единственное место для этого.
Например наверняка у вас не все друзья были вашими одноклассниками. Они могут быть даже из других дворов, районов, стран. Тем не менее как-то же вы их нашли?

7 comments

  1. Eugene

    Люблю Ваши статьи. Полностью с Вами согласен. Универы говно. От пар меня тошнит. НО. Я подписовался на Вас из-за джавы, какой-то интересной инфы из мира джавы в Киеве, а про универы уже не раз писали. И еще вопрос, почему Вы не уедите в Америку?

    • stokito

      🙂 Спасибо Евгений за отзыв.
      Я прошу прощения что уже пятую статью пишу на довольно заезженную холиварную тему.
      Я решил каждый день писать по статье чтобы один за одним развенчивать мифы потому что их оказался дремучий лес.
      Более того — я ещё и где нибудь публично выступлю на эту тему с теми же тезисами. Считайте это моим черновиком выступления.
      Прошу прощения если замусорил ваше информационное пространсто.
      Зато могу сказать что пару статей про яву у меня в черновиках лежат дозревают.

      И да, почему я не уеду в Америку очевидно: я сейчас им никому не нужен. У меня нет хороших знаний языка и не достаточно опыта разработки.
      Но я обязательно попробую, да.
      Пока я только подписался на рассылки вакансий и изучаю их.
      У меня была идея фикс поехать поучится в аспирантуру и причём не только чтобы там кинуть корни а ещё и есть действительно несколько иследовательских идей которые мне будет сложно монетизировать чтобы полностью из них сделать стартап.

      • Николай Алименков

        Сережа, а тебе не кажется, что чтобы стать “развенчивателем” мифов, надо чего-то добиться в той области, где ты их развенчиваешь? Ну, вот представь бы какой-то junior developer начал бы развенчивать мифы об управлении проектами или построении эффективных команд. Или человек, который написал только “hello, world!”, начал бы развенчивать мифы о пользе функциональных языков программирования. Обычно, чтобы убедить кого-то в своей правоте, надо привести убедительные примеры:

        “Вот Вася П. сначала 6 лет проработал в аутсорсинге, стал CTO айтишной компании и основал свой успешный проект, которым заинтересовался Google. И у него нет высшего образования”

        “Вот Петя В. возглавляет команду из 20 разработчиков и считается в компании самым крутым спецом по С++. Проучился в универе только 1 курс.”

        А так пока это сотрясание воздуха. Ты пообщайся с пьяницами или бомжами, они тебе расскажут, что это их стиль жизни и остальные просто ничего не понимают. Так что теперь всем становиться такими же? 🙂

  2. Sergiy Skynin (@skynigem)

    Да, в целом все так.

    Например
    Общаясь с инженерами лично, убедился что это не байка — они действительно не признают в программировании — инженерную дисциплину. «Сложно, да, требуются специальные знания, да, но… понимаешь, заниматься балетом тоже сложно — но это же не инженерная дисциплина. Да, я пользуюсь компьютером и программами, но я пользуюсь и деньгами и ем — но экономика и агрономия — не становятся от этого инженерными дисциплинами»

    И тема да, заезженная 🙂 Мои статистические наблюдения — чем дальше программист от ВУЗа — тем выше вероятность что он будет говорить о его малополезности.

    Когда я служил срочню (был период в СССР когда студентов брали в армию, рождамемость начала падать вовсе не после 91го), играя в реверси, на ночных дежурствах за терминалом «Эльбруса» Бабаяновского, то спрашивал — а где у нас, в СССР, учат на программиста(я тогда учился на инженера-механика, перлит-ледебурит до сих пор в голове засел 🙂 )? И мне все отвечали… нигде. Учат прикладной математике, учат системному анализу, учат приложениям кибернетики — но программированию придется учиться по редким переводным книгам, или перепачаткам на английском. В итоге пошел на схемотехника, где заканчивали учебу сослуживцы. А когда основали фирму — по знакомству и взяли 🙂 Уехали правда уже давно, во второй половине 90ых, в штаты. у меня по ряду причин не сложилось.

    Самое же удивительное — что вот прошло уже более 20ти лет — а я так и не понял — где сейчас у нас учат программированию?
    По вопросам на форумах — я вижу эти лабы и курсачи — но млин, нахождение корней квадратного уравнения на каком угодно языке — это ж НЕ обучение программированию! Зазубривание O(log n) — это тоже еще далеко от программирования как подобия инженерной деятельности, так же как знание что такое эвтектика от знания как забивать в стену гвоздь. У меня даже есть подозрение, что подавлющее число выпускников не в состоянии будут рассчитать O для неизвестного им алгоритма. А уж кто ее рассчитывает в практическом программировании… те что аналитически решают о трех телах для общего случая?

  3. Sergiy Skynin (@skynigem)

    P.S.
    Следует правда сказать, что и в западных ВУЗах с обучением программированию, как инженерной дисциплине — не все гладко. На RSDN есть переводная «Профессия — каменщик»
    А из свежего, у Гослинга в сборнике «Пионеры программирования» встретил:
    в колледжах совершенно не учат дебажить код, искать ошибки, и находить приемлимые способы их устранения. А ведь это — одна из главной составляющей работы программиста.
    Или, в «Фактах и заблуждениях профессионального программирования»
    Ребенка вначале учат читать и понимать прочитанное, но вот программистов вначале учат писать, хотя в своей работе — им придется куда больше читать чужой код, чем свой, а уж писать — совсем мало.

    Вот уж правда, неделя у меня ушла на 3 строчки исправления бага в системе. Из этой недели — треть на проработку вариантов исправления, треть на их обсуждение, согласование с остальными программистами.

  4. Уведомление: Блин, да как же всё таки обучить программистов? | Серёжа Пономарёв aka stokito

Добавить комментарий

