Здания университетов нужно превратить в туалеты! Без шуток


…и отряхнём его прах с наших ног! (Марсельеза)

В прошлой статье Блин, да как же всё таки обучить программистов? я предложил сносить здания университетов а на их месте строить что нибудь более ценное для людей. Не важно что это будет. Это может быть жилым домом, парком, современной арт галереей, больницей, бизнес центром. А может автостоянкой, шашлычной или туалетом.
Главное сжечь к чертям сами здания и во время пожара водить хоровод как на масленицу.

Лесотехнический институт после пожара. Красотень!


Это такой ритуал, примерно как сносить памятники тиранам или сносить Берлинскую стену. Или как большевики превращали церкви в планетарии, склады, музеи или просто взрывали. Жаль что не все церкви разрушили и теперь вернули это всё религиозным шарлатанам. Иногда нужно идти до конца. Если бы большевики не расстреляли царскую семью то сейчас бы в России восстанавливали монархию.

Почему так радикально?

В вузах сейчас слишком большое засилье всяких говнюков — взяточников, раздолбаев, всяких кандидатов наук ничего не имеющих общего с ней и студентов просиживающих свою жизнь ради корочки для мамы. Среди всей этой кучи навоза иногда встречаются люди которые выполняют свою работу, но их быстро выпиливают либо сковывают их действия, либо эксплуатируют как рабов.
Такое впечатление что эти люди там случайно оказались и ещё почему-то не ушли. Как правило на самом деле эти люди тоже не очень квалифицированные специалисты. Собственно поэтому они и не ушли.
Потому что любому здравомыслящему человеку ясно как день что быть бюджетником позорно.
Есть правда ещё одна категория преподавателей — профессионалов которые совмещают с работой. Например Всеволод Дёмкин. Я про них напишу отдельно, сейчас стоит заметить что их единицы и общей картины они не делают.
То же самое на самом деле в остальных областях где работают бюджетники: школы, милиция, заводы — вообщем тотальный мрак.
Как с таким бороться? Есть положительный пример реформ в Грузии: разогнали чиновников заменив их на улыбчивых девочек с компьютерами, уволили всех милиционеров и заново набрали но уже меньше и с большей зарплатой. Жёстко, быстро, эффективно.
Абсолютно очевидно что тоже самое придётся делать с нашими вузами — разогнать. Но не спешите набирать новых: и эти постепенно скатятся в тоже говно.

Обучение должно быть платным

Очевидно же. Нет денег? Займи, возьми кредит, заработай, получи грант.
Но плати сам, не родители а сам! Тогда быстро все эти бездельники в вузах зашевелятся — если ты уйдёшь они потеряют деньги. А будут плохо учить ты уже не будешь терпеть. И взятку ты никогда не дашь.
К сожалению сейчас образование запредельно дорогое. Просто зашкаливает. Платить самому такие гигантские деньги на протяжении пяти лет невозможно в принципе. На пару месяцев ещё как-то можно, на весь год уже нет. Кстати поэтому я говорю что нужны минимальные курсы достаточные чтобы устроится хоть на какую нибудь примитивную работу. А там уже совмещать и делать continuous education.

Но допустим мы хотим сохранить высшее образование, тогда можем ли мы удешевить его?
Вот например калькуляция стоимости обучения.
$600 в месяц, не слабо.
ОК, а если попробовать перенести образование в онлайн и отказаться от аренды помещения?
Выйдет почти $400 в месяц, существенно меньше но по прежнему дорого. На самом деле эту сумму я уверен можно ещё сократить в два раза. Такое образование — быстрое, гибкое, дешёвое будет прорывом.
Но можно ли перевести всё в онлайн? Мой опыт показывает что можно.

Давайте посмотрим можно ли организовать учебный процесс высшего образования без специального здания.

Классическая учёба состоит из нескольких компонентов:
Загрузка данных в мозг — учебник или лекция. При современном уровне технологий все такие лекции можно смело выносить в онлайн и не парить студентов на парах.
Я вообще не понимаю как преподавателям самим не надоедает постоянно ретранслировать написанное. Одно и тоже. Из года в год.
Квинтэссенцией этого бреда являются конспекты которые пишутся под диктовку из учебника. Потому что считается что якобы «когда ты пишешь ты лучше запоминаешь».
Всегда можно записать методичку или учебник и просто отдавать студентам. И знаете что? Так и делают! Когда я учился и мы приходили на лекцию самые нормальные преподаватели просто звали к себе старосту в каморку и он уже от туда выходил с флешкой полной всех конспектов, учебников и лабораторных. Экономили кучу времени.
Я люблю смотреть видео с конференций когда могу поставить на паузу, или повторить момент который я не понял или прогуглить только что услышанный термин. Я их смотрю действительно очень много: две-три в неделю минимум.
А ещё я могу прибавить к скорости 30% — получается живей. А ещё я могу взять и закрыть видео если мне не нравится и поискать другое в интернете. А ещё я могу просмотреть его в любой момент.
Вместо того чтобы просыпаться рано утром, приводить себя в порядок, толкаться в переполненном транспорте в жару и боятся опоздать на лекцию я могу её посмотреть лёжа в кровати.
Ну или смотреть её с телефона, рано утром в переполненном транспорте в жару 🙂

На самом деле как раз именно обязательные лекции в живую и уничтожают наше высшее образование. Я про это отдельно напишу, сейчас скажу только что из-за того что преподавателям для получения оклада нужно вычитать 800 лекторных часов студентам их назначают принудительно. Т.е. на самом деле обязательным для меня должны быть допустим четыре часа философии, но так как у какого-то лектора с кафедры не хватает часов то мне впаривают ещё какой-то бессмысленный предмет типа «истории религий» с тем же лектором.
Это тянет за собой большие последствия. По сути это главная причина отсталости наших вузов перед западными, ведь там оплата идёт почасовая, преподаватели внештатные и им достаточно 200 часов чтобы достойно зарабатывать. Напишу отдельно.

Хотя конечно да, всегда приятней послушать в живую лектора. Как и приятней слушать любимую группу на концерте. Но живые лекции хорошего лектора это слишком дорогое удовольствие, а мы нищие.

Вывод: можно перенести в онлайн.

Консультация в случае нестандартной проблемы которую не удалось решить самостоятельно.
Корректировать ошибки, менторить. Рассказывать самый последний опыт которого ещё нет в методических материалах или очень специфический который интересен конкретному студенту. Т.е. то чего нет в стандартной лекции.
Тут уже нужен живой преподаватель. Вопросы можно оставлять в комментариях к лекции, на форуме, и любой другой кто тоже знает сможет ответить. Иногда даже дискуссия комментариях становятся ценней самой лекции.
Можно ли общение преподавателем перенести в онлайн? Можно, позвонить ему в скайпе где он через TeamViwer зайдёт к тебе на компьютер и покажет как нужно сделать. Можно даже так парно программировать — я пробовал получается отлично.
Вывод: можно перенести в онлайн.

Обучающее оборудование
Когда я учился на первом курсе компьютер дома был ещё у единиц. У меня был, но такой слабый и без места на диске и я торчал в универе где всё уже было установлено. В интернет за рефератами я ездил в центр города где был дешёвый и классный интернет клуб и на всю ночь, так было дешевле. Сейчас компьютеры и интернет есть в каждом доме.
Может быть для физиков нужен какой нибудь синхрофазотрон, но во первых: всегда можно сделать компьютерное моделирование а потом договорится с каким нибудь заводом чтобы сделали экскурсию и показали как оно в живую выглядит. Медики вон в больницы да в морги ходят и норм.
На реальном предприятии скорее всего будет в разы современнее оборудование чем в университете. А ещё там будут настоящие работники которые тебе расскажут прикольней чем любой преподаватель. Может даже получится так что посмотрев на это всё студент передумает с выбором профессии ещё до того как станет поздно.
Так что оборудование больше не критическая проблема из-за которой стоит держать здание университета.

Закрепление на практике
Лабораторные, практические и домашние задания. Невозможно понять шаблоны проектирования не написав кучу кода.
Тут стоит отметить что иногда нужна рабочая обстановка что дома не всегда бывает возможно — бегают дети, жена по телефону болтает, сосед радует дрелью. Это очень печально, дома всегда должен быть кабинет. Но всегда есть кафе и всякие коворкинги.
Нужно отдельное здание? Нет.

Метрики
Оценки, тесты, результат устройства на работу. Нужны потому если мы не можем что-то измерить то его невозможно оптимизировать. Не путайте метрики с экзаменами, которые на самом деле являются сертификацией. Контрольные, пересдачи, боязнь показать дневник с двойкой родителям — всё это зачастую бессмысленный стресс.

Сертификация
Независимый экзамен результаты которого признаёт рынок. Гос. экзамен, защита диплома. Это на случай если заказчик хочет быть уверен в компетенции. Например я доверяю сертификации ELTIS, OSCJP, Zend, CISCO. Но я не доверяю дипломам полученным в наших университетах. Тут важно так же помнить что сертификация это срез знаний именно на тот момент, что-то могло уже забыться а что-то ты уже доучил.
Они могут быть бессмысленными, но когда цена ошибки высока они будут играть важную роль.
Идя к врачу хочется знать что не просто знахарь а у него есть сертификат. Но важней страничка с отзывами коллег и пациентов о враче на сайте больницы. Жаль только что мёртвые пациенты не могут оставить отзыв.
Нужно отдельное здание? Нет, если что можно арендовать помещение на день сдачи.

Теперь смотрите: почти все эти операции на самом деле неинтересная обычная рутина и уже давно технологии позволяют её автоматизировать почти все эти пункты кроме некоторых субъективных метрик, консультации и последнего опыта.
И всё это можно перевести в онлайн и делать оффлайн встречи только по необходимости. Всегда можно устроить тимбилдинг и квсеми сеть в пивной и вместе с преподавателем потрещать за жизнь.
Всегда есть коворкинги, бизнес центры и гостиницы с лекторными залами. В гостинице Дружба где мы проводили первую встречу клуба айтишников аренда зала стоит 150 гривен в час — сумма подъёмная чтобы даже нищие студенты могли сами себе это оплатить.
Более того, многие компании готовы бесплатно предоставить вам конференц зал — им это будет плюс в карму и реклама.
А теперь сравните это с суммами которые ежегодно тратятся на поддержание зданий университетов. И этих денег не хватает: каждую зиму отключают отопление, осыпается штукатурка… ну вообщем сами знаете.

Победит то что выгоднее и эффективнее. Отказ от зданий университетов выгодно. Мировые вузы уже начали этот процесс: Coursea и Udacity.
Это просто вопрос времени. Мы можем либо сделать это первыми либо опять отстать от мирового прогресса и продолжать калечить жизни себе и нашей молодёжи и пичкать труп высшего образование витаминками за деньги налогоплательщиков.

Реклама

3 comments

  1. Николай Алименков

    Блин, опять все очень поверхностно. Есть куча служебных помещений, компьютерные классы, спецаудитории, физкультурный зал и площадки. На моем факультете учится одновременно больше 300 человек на одном курсе. За 6 курсов параллельно имеем почти 2000 человек. Куда их всех деть??? Снимать помещения? В разных частях города? Это смешно!

    По поводу онлайн обучения — у нас даже технологически страна не готова к этому. Не все так хорошо с провайдерами интернета в некоторых городах, а речь даже не идет о технике для проведения профессионально лекций. Или ты думаешь покатит просто в дешевый микрофон за $10 вещать с перебоями? Для лекций на тысячи человек нужно профессиональное ПО, которое тоже стоит денег. А при таком формате некоторые родители не согласятся платить за образование (мол ребенок видео просто смотрит, за что платить). Так что не все так просто…

  2. Уведомление: Не бойтесь сжигать университеты! | Серёжа Пономарёв aka stokito

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s