Всё таки есть хоть какая нибудь польза от вузов?


Хочу ответить на статью Николая Алименкова Высшее образование не нужно? Да вы шутите?.
Начал это делать прям там в комментариях но опять всё выросло в отдельную статью.

Эти мнения в большинстве своем очень поверхностные и редко исходят от людей, успешно закончивших хороший ВУЗ и на данный момент занимающихся интересной работой

Потому что думают что вуз им в этом помог. Тоже самое как когда имеешь успех у женщин думаешь что это потому что у тебя классное чувство юмора а оказывается ты им просто нравишься потому что ты красивый. А твои плоские шутки они вообще терпеть не могут.
Также и здесь – если человек умный и талантливый и это успешно использует то даже службу в армии он посчитает полезной для себя.

если вы рассматриваете высшее образование как процесс подготовки специалистов по определенной специальности, то в большинстве случаем это не так.

К сожалению это не так всегда. Они вообще ничему не учат по сути и ничего на дают. Даже банальных навыков.

Мы это в силах изменить и некоторые компании отправляют читать курсы в ВУЗах своих сотрудников.

Это действительно очень сильно и хорошо улучшит ситуацию. Мне очень нравится что в Таллине и Питере так и делается.
Но тут опять возникает проблемы бюрократического толка: во первых не каждый вуз может себе держать ещё одного преподавателя. Например в Кривом Роге на факультете кибернетики преподавал 1С директор компании франчайзи. Очень толковый, хорошо рассказывал.
Попал под сокращение. И вообще как все кто хоть чему-то обучал их всех уволили чтобы сохранить места для всяких старёпров.
Я несколько раз натыкался на истории когда компания приходила в институт с предложением сотрудничества в деканат а там им в ответ «а что нам за это будет?».
Т.е. этим гнидам мало что их балбесов заберут на работу или обучат делу, они ещё имеют наглость что-то требовать сверх.
Система вузов выжимает из себя таланты оставляя только бездельников. Это классический пример из иерархологии.

математические предметы как математический анализ, дифференциальные уравнения, прикладная алгебра, функциональный анализ и другие позволяют сформировать отличное техническое мышление.

Это старый холивар нужно ли программисту математика.
Спору нет, математика царица наук и всё такое.
Но опять таки вокруг неё есть несколько заблуждений.
Например что она сложная. По крайней мере то что дают в обычных вузах реально легкотня.
Но её преподают самые самые кочанные мудаки. И их роль – просто вышибать вышкой откровенных даунов и балбесов.
Наш препод так сразу и сказал на первой лекции. Провёл рукой по переполненному залу, где собрался весь поток и даже некоторым места не хватило, и сказал «вот после первого семестра половины это зала не будет». Ну прям как в воду глядел гад 🙂
На его лекции он пересказывал свой учебник причём бубнил себе под нос. Рисовал что-то непонятное. Нарисовал большую формулу а потом сказал «ну отсюда следует что икс равен трём».
Слава богу что после этих недолекций у нас было что-то вроде практики. На неё пришла отличная преподавательница интеллигентного вида, с питерским акцентом – как я понял жена какого-то декана. Очень спокойная и адекватная, она прям как учительница с первоклашками открыла контрольную работу которую нам дали и стала показывать как решать её на доске. Только тогда все врубились.
Моя одногруппница, сорокалетняя крановщица с завода, постоянно переживала что всё, не сдаст вышку. Она и таблицу умножения мучительно вспоминала. Ничего – где то списала что-то решила сама и сдала! А потом сразу перевелась на факультет защиты труда забросив мечту устроится диспетчером.
Пускай не сразу но я полюбил высшую математику и даже подработал делая контрольные другим и написал программу которая решала полностью все задачи контрольной и расписывала решения.
А теперь что из этого мне пригодилось в жизни? Единственный раздел вышки который используется на практике это теорвер и статистика. Но если честно я вообще не понял почему это считается вышкой а не преподаётся в школе.
Всё остальное мне понадобилось только для того чтобы понять комикс «f(x) и ее друзья»

и эту шутку

Высшая математика в жизни мне пригодилась только один раз – ключи упали в унитаз пришлось скрутить из проволоки интеграл.

Большинство программистов занимаются тем что пишут код сохранения форм в базу и всё, никакой вышки им особо и не нужно. Ну может ещё края кнопки скруглить. Давайте будем всё таки реалистами – вышка на практике чаще всего не нужна.
Может быть кому то из студентов она действительно интересна, или нужна по работе, но пускай это будет предметом по выбору а не «обязательным студенто-отчислятельным».
А если ты ещё и платишь за своё обучение и тебе навязывают ненужное и нелюбимое то возникает желание бросить такую учёбу.
По поводу мнения что вуз даёт техническое мышление – тогда выходит что мне техническое мышление дал детский сад.
Я уже в садике знал как выделить железо из руды, как работают паровозы и двигатели внутреннего сгорания. А в третьем классе благодаря Энциклопедии Фортрана знал как работает компьютер ещё ни разу не увидев его в жизни.
У меня оно всегда было, и у тебя Николай. Насколько я помню в интервью ты говорил что учился в физмат лицее? Ну вот, значит способности были ещё до университета.

8 лет назад мы давали в качестве обязательных заданий на собеседовании несколько средней сложности математических задачек.

Про задачи уже тоже сто раз отхоливаренно. Вице-президент компании Google по работе с персоналом Ласло Бок:

Мы выяснили, что головоломки — пустая трата времени. Они не могут ничего предсказать, и в процесс собеседования включены только для того, чтобы дать возможность интервьюеру почувствовать себя умнее

очень маловероятно, что разработчик самостоятельно нашел бы время и взглянул на историю Беларуси (ну или Украины), философию, психологию, педагогику и прочие обязательные нетехнические предметы.

Хм… Можно было бы подумать что я исключение, но что-то я знаю очень много таких же как и я.
Позавчера я час читал в интернете про тридцатилетнюю войну. Последняя прочитанная мною книжка это «Новостная интернет журналистика» и я просто не мог оторваться от неё.
Наличие пытливого ума заставляет тебя не ограничиваться на чём то одном. Кем был Леонардо?

Есть базовые предметы, незнание которых делает из вас никудышного разработчика (именно разработчика, не кодера). Например теория вероятности и математическая статистика.

Абсолютно согласен. В тоже время их важность обычно преувеличена а сами предметы можно досконально выучить за месяц.

Вообще внимательный читатель заметит что я не отрицаю что в вузах иногда обучают чему-то интересному и полезное.
Вон в Гарварде даже мой любимый Grails преподаёт один из его разработчиков.
Я утверждаю что всё равно суммарно вуз ничего не даёт: ни толковых знаний, ни денег, ни работы — вообще ничего.
Я утверждаю что в современном мире система высшего обучения только губительна.
Я утверждаю что за пять лет любой предмет забудется практически полностью.
Я утверждаю что студент сам должен выбирать что ему учить. Что ему нужно а что нет. Причём полностью сам — никаких специальностей которые согласовывают в министерства. Если я хочу выучить только криптографию, реляционную алгебру и основы кулинарии — я учу только это. Я определяю глубину изучения — хочу ли я заучивать все команды git или мне достаточно знать только где находится кнопка комита в IntelliJ.
Я утверждаю что в любой момент я должен иметь возможность прийти и доучить что мне понабилось. Захочу выучить философию — прийду и пройду курс. Причём курс можно вести по вечерам и по интернету — так что даже отпуска на работе не придётся брать.

Да, есть заочка но учить всякий бред всё равно приходится и на ней. И проблемы в основном всё те же.

Всё о чём я говорю уже в той или иной степени есть и работает! Осталась только главная проблема: само порочное понятие высшего обучения.

После классического обучения что-то конечно же останется в голове, и когда ты столкнёшься с проблемой конечно же быстрей найдёшь её решение.
Но чтобы столкнутся с этой самой проблемой нужно ещё нужно саму эту работу получить.

Один комментарий

  1. Уведомление: Блин, да как же всё таки обучить программистов? | Серёжа Пономарёв aka stokito
  2. Sergiy Skynin (@skynigem)

    Все так, и у Рубина в статье тоже. разложение нашего образования я наблюдал лично, вначале 90ых в КПИ. Директором компании был аспирант, а потому мы сэкономили на офисе, и сидели в лабораторном классе. где отгородили себе уголок.

    И как по мне, все эти разговоры — сотрясание воздуха. Даже неинтересно объяснять почему.

    А вот о математике… да, теорвер и статистика — самое лучшее что могут у нас преподавать из полезного для программиста.

    Но программисту нужна та математика основы, вопросы…. старт которой дан в Principia Mathematica. Ему нужна не просто математика 20го века, а ее рефлексивно-философская методология, а не инженерный матан 19го века, на основе которого у наших студентов формируется туполобая неприязнь к философии, оправдываемая «математической религией» которую преподают в наших вузах еще с советских времен.
    Principia Mathematica издана в 1910 году, переведна на русский впервые аж в в 2004ом году. О какой передовой математической школе может идти речь? Ее не было, за исключением отдельных, узких областей, типа ядерной физики и космоса.

    Вот сейчас ковыряю тему Controlled Natural Languages, так на русском даже поговорить не с кем, потому что все там основано на математике 20го, которая для нашего упоротого технаря-«математика» выглядит философией.

    Нужно ли вузовское образование? Я не знаю, у меня его нет, я отучился полтора курса и начал работать программистом.
    Но знаю что если с какими программистами и говорить о метаматике 20го, так это с функциональщиками. Но вот странно — они ссылаются на работы на русский которые обычно не передевены. Интересно, в каком вузе они учили математику по этим работам?

Ответить на Sergiy Skynin (@skynigem) Отменить ответ