Software Environments


Программа может работать в разных условиях (environments), например у программиста на компьютере, где Windows и пару гибибайт оперативки, или на реальном «производственном» (production) сервере, с настоящей БД, с миллионом пользователей, мощным железом и под каким нибудь FreeBSD.
Соответсвенно на уровне конфигурации и кода нужно учитывать такие разные Environments.
Например если произошла ошибка то на компьютере программиста (development environment) мы вываливаем ему весь stacktrace, а вот на работающем сайте (production) мы пишем все ошибки только в логи, а перед пользователями извеняемся.

Так вот, какие чаще всего нужны Environments?
К сожалению я нигде в интернете не нашёл хорошего объяснения какие environments нужны и как их конфигурировать. Очень много и хорошо описано в документации к Grails но там описанные только самые базовые случаи.
Ещё немного описано в Википедии.
Поэтому постараюсь описать их все исходя из моего опыта.

Development, dev

Компьютер программиста
БД создаётся in-memory и каждый раз удаляется при выключении программы.
Пример конфигурации:

development {
    dataSource {
        url = 'jdbc:h2:mem:devDb' // Драйвер БД: H2, база в памяти, называние БД devDb
        dbCreate = 'create'       // Создать схему БД автоматически
        loggingSql = true         // Логировать SQL запросы
    }
    log4j = {
        all 'grails.app'  // Логируем всё из пакетов нашего приложения           
        root {
            all 'stdout'  // Выводим только в консоль
        }
    }
}

Здесь опция dbCreate = ‘create’ указывает что БД будет каждый раз снова создаваться снова.
прямо в оперативной памяти. При выходе из программы она будет уничтожатся.

More on dbCreate
Hibernate can automatically create the database tables required for your domain model. You have some control over when and how it does this through the dbCreate property, which can take these values:
create — Drops the existing schemaCreates the schema on startup, dropping existing tables, indexes, etc. first.
create-drop — Same as create, but also drops the tables when the application shuts down cleanly.
update — Creates missing tables and indexes, and updates the current schema without dropping any tables or data. Note that this can’t properly handle many schema changes like column renames (you’re left with the old column containing the existing data).
validate — Makes no changes to your database. Compares the configuration with the existing database schema and reports warnings.
Можно играться этими опциями.
Например если вы не хотите чтобы данные очищались, а просто обновилась схема то ставьте update и сохраняйте БД в файле.
Если у вас уже production БД то ставьте только validate а саму миграцию БД делайте с помощью SQL скриптов через инструменты DBMaintain или LiquidBase.

Test

Для прогона автоматических тестов.
Тут стоит отметить что тесты бывают:

  • модульные (unit) — им не нужно никаких конфигураций Environments по определению
  • интеграционные (integration, i11n) — вот для них обычно уже нужна БД а то и полностью стартовать сервер.
  • функциональные (functional) — это когда имитируются действия пользователя, и проверяется что все кнопочки работают как должны.

Т.е. environment нужен для integration и functional и в идеале разный.

Production, prod

Настоящий сайт.
Тут стоит отметить что здесь нельзя хранить настоящие пароли от БД. Я бы рекомендовал просто указать имя DSN, например для JNDI или ODBC.
Логирование нужно настроить в файл и на email. А вот в консоль логировать бессмысленно.

production {
    grails.serverURL = 'http://greenpay.com/'
    portMapper.httpPort = 80
    portMapper.httpsPort = 443
    dataSource {
        jndiName = "java:comp/env/myDataSource"
    }
    log4j = {
        warn 'grails.app'
        root {
            warn 'main', 'smtp'
            additivity = true
        }
    }
}

Staging, stg

Это тестовый сервер с железом, конфигурацией и данными максимально приближёнными к production.
Обычно данные берутся скриптом с реального сервера, и только персональная информация (пароли, email) перетираются тестовыми в целях безопасности.
На staging проводят нагрузочное тестирование и проверяются что реальные данные не поломают приложение. Например может оказатся что у вас в реальной БД есть пользователь с именем длинней чем размер поля в новой версии БД.

QA

Сборка программы для QA инженеров (тестировщиков).
Не путать с test environment — то для автоматических тестов. Автотесты не могут поймать все дефекты, особенно связанные с внешним видом.
Тут можно выделить два случая QA…

QA dev

Обычно собирается автоматически каждую ночь (или после обеда), после чего тестировщики проверяют выполненные вчера программистом задачи.

QA release

За пару недель перед релизом новая разработка замораживается (code freeze) или уже ведётся в других ветках кода для следующего релиза.
За это время тестировщики делают регрессионное тестирование где проверяют что старый функционал работает как и прежде и ничего не поломалось.

HEAD

Continuous Integration, CI — это сервер который автоматически собирает ваш проект после каждого изменения кода (pull). HEAD — это последняя версия кода, т.е.
head environment это версия приложения максимально соответствующая последнему состоянию кода.
Зачем это нужно? Ну если у вас в команде несколько человек то бывает удобно когда есть общий доступный сервер на котором быстренько можно что-то глянуть.
Т.е. похоже на QA но обновляется чаще и имеет право содержать ошибки.

Demo, Acceptance

Демо версия для сдачи итерации заказчику. Этот сервер должен быть доступен заказчику из интернета.
Всё должно быть сделано так чтобы не произошло «демо эффекта» когда ты показываешь заказчику новый функционал и вдруг он выдаёт ошибку.
Поэтому БД всегда создаётся новая. Презентационные данные должны быть красивыми и заранее оттестированными и отрепетированными.
Известные баги нужно обходить стороной. Заказчику главное увидеть как оно работает, а то что там ещё есть баги это не так важно. Важными они станут только в ветке QA release.

Это самые базовые случаи разных сред и конфигураций которые я видел. Разумеется их может быть больше. На это влияет структура проекта, процесс разработки и особенности серверов.
А вообще это вроде как относится к понятию Configuration Managment, но как я вижу на практике этим термином просто называют инструменты Chef и Puppet которые хранят конфигурацию как код.

Буду рад услышать если вы можете дополнить эту информацию или подскажете где можно почитать.
Расскажите как у вас настроено на проекте 🙂 Спасибо.

UPD Также почитайте мой совет Избегайте использования Environment вне файлов конфигураций

Оставьте комментарий