Мысли после конференции XP Days


Вчера был последний день конференции XP Days на которой я был волонтёром.

Надо сказать что конференция получилась не очень большая и домашняя. Волонтёров хватало с головой, все они опытные и активные и толку от меня почти не было. Можно даже сказать что посетил конфу на халяву.
Сидел себе и заливал к подружкам.

На сами доклады я почти не ходил — вот если по чесноку, а что там для меня нового? Аджайл, тесты бла бла. Часть докладов я вообще уже слышал ранее.
Зато я увлёкся горизонтальной коммуникацией и незамутнённым докладами взором посмотрел на всё это со стороны и кажется у меня сложилось общее впечатление о тенденциях в IT.

Вписывайте в ваше резюме NoSQL

Всё камрады, приехали: NoSQL теперь уже не какой-то модный buzz word и не узкоспециализированная технология а реально необходимый навык без которого не будут брать на мидла.
Почему я так решил? Если не учитывать что сам Oracle выпустил свою NoSQL, несмотря на то что кругом без них уже не делается почти никакой проект я ещё не считал что это обязательный навык как например Hibernate.
И тут:

  • неожиданно для меня на конференции выступал тренер по скраму с моей прошлой работы Слава Москаленко
  • неожиданно для меня он предстал не как срам мастер а как гик и рассказывал про TDD, NoSQL и стратегии их тестирования.
  • неожиданно для меня он смог очень быстро показать мастер классом простоту применения TDD без всяких соплей как обычно разжёвывают другие.
  • неожиданно для меня оказалось что Слава ещё и оооочень хорошо разбирается в NoSQLах и оперирует реальной статистикой.
  • неожиданно для меня он ещё и затронул облачный сервис от Amazon
  • неожиданно для меня оказалось что он рассказывал реальный опыт с проекта который я покинул.

Последний пункт поставил жирную точку: Сайт Hotwire.com, один из крупнейших в мире по букингу билетов и отелей, миллионы пользователей, созданный ещё в оочень далёком 2000 году (чтобы вы понимали тогда только вышла книга Фаулера рефакторинг, была вторая версия джавы, а Agile манифест создадут годом позже), тонны кода (не legacy а mature), куча архитекторов… применил на всю катушку облачка и MongoDB!

Это проект той самой категории серьёзного сайта в котором своя взрослая, мощная, проверенная временем архитектура, которая даёт отличный запас чтобы обходится без NoSQLов ещё долго.
Т.е. NoSQL теперь нашёл себе место уже во всех крупных проектах. Ну конечно же кроме банковских где без транзаций он опасен, ну всякого рода состоящих из говнокода мелких и средних проектов (до больших они естественно не смогут вырасти).

Так что если вы ещё не в теме, то лучше чем Алексей Солнцев вас в курс дела не введёт, а потом берите книгу «Кайл Бэнкер: MongoDB в действии» и штудируйте в туалете.

Увольняйте

Судя по всему тенденция идёт к тому что священную мантру «из айти никого не увольняют» окончательно нарушат. Новые фрейморки позволяют делать больше и требуют ещё больших знаний от айтишников. Одного Java Core, JSP, MySQL и JavaScript всем уже мало.
Как один все стремятся уйти от скрама к канбану. Команды делают маленькими: не больше семи человек и стараются их выжимать ещё сильнее. Т.е. переходим от экстенсивного развития к интенсивному. Всех кто не вписываются в процесс цинично увольняют. Мне рассказывали что расцветает бытовой алкоголизм среди айтишников — а вы сами понимаете от чего начинается тяга к веществам.

Джуниоров уже совсем не берут. Я месяц помогал устроится своему ученику джуниору.
Пацан толковый, бывший одинесник, менеджил проекты Газпрома, сертифицировался OSCJP, без меня выучил Swing и jQuery, летом месяц учил английский в Чикаго, мотивирован на полную, идеальное резюме.

Ciklum — «спасибо, мы вас добавили в БД», Global — мороз, Luxoft — «никого из PM вы не заинтересовали», EPAM даже не помню что.
Вы там больные совсем? Это при том что я видел ваших сотрудников которые не знали как в команд лайне перейти на папку выше.
А ведь это программостроительные заводы с сотнями вакансий. Пару тысяч зелёных за рекомендации. И ни одного курса по подготовке кадров — «берём только мидлов и синьёров» стало правилом без исключений.

Пацану достаточно было просто хотя бы на собеседование попасть — а там он реально убедит в том что правильный кандидат.
Слава богу что откликнулась нормальная компания и хотя бы пригласили на собеседование, после которого он разумеется получил таки офер и практически сразу. Но чувак уже был на грани срыва и мотивация что-то дальше учить и готовится к собеседованиям угасала на глазах.
Просрали потенциально отличного PM’а.

Любой фремворк выучивается за пол года. В феврале будет только два года как я на яве пишу а в резюме уже смело могу вписать десяток технологий в как минимум трёх из которых я вообще уже эксперт. А теперь вам показать что теперь пишут ваши эйчары мне? Или вот Игорь Цинько меньше года на яве, вместе с ним хибернейт по ночам учили. Сейчас он уже довольно сильный мидл к которому уже я сам бегаю за объяснениями и его пытаются перехантить за деньги большие чем стою я. Я ещё раз повторяю: у человека опыта на яве 10 месяцев. Круто? А теперь почитайте его эпопею о том как он рвался в джаву.

А вот ещё один пример: один из сиклумовских удалёнщиков, Виктор Кучин решил попробовать сделать небольшой вебинар о том как устроится джавистом. Ситуация похожа на мою: появилось немного времени и возможность передать тот опыт который он накопил помогая своим сокурсникам устроится оформить в виде вебинара. Без особой подготовки, опубликовав ссылку на доу за несколько часов до вебинара к нему зарегистрировалось шестьдесят человек (!). Неожиданный успех, пускай там всё было не идеально но народу реально этого не хватало.
Вдохновлённый успехом он решил сделать серию таких вебинаров и я к нему присоединился. Пока помощь скорее чисто моральная, но вот например на следующем вебинаре пару минут расскажу.

Точно так же из нашей с Игорем лекции где мы думали будет пять человек а было 60, вырос целый клуб программистов. И фидбеки положительные, не потому что всё прям отлично (презентации сделаные на коленке за пол часа до выступления, без репетиции не выспанный с поезда), а потому что кроме этого у людей ничего нет.
И даже в таком откровенно похабном виде это работает — у ребят загораются глаза, для многих это стало пинком к переезду или к тому чтобы сесть и серьёзно заняться учёбой.

Вы представляете, сейчас уже реально сформировалась армия джунов.
«Попасть в мир айти весьма смахивают на везение: нужный город, нужный вуз, нужный возраст, нужная тусовка и родители пока кормят».
У меня например из этого был только нужный возраст, родители которые меня здорового оболтуса кормили и слава богу брат который меня променторил. А вот у брата например не было ничего, и чувак потом очень сильно сожалел об этом. Это он кстати сделал первую презентацию из которой потом и вырос криворожский клуб программистов. А начал он её со слов «я очень жалею что мне это всё в своё время никто не рассказал». Я её запомнил.
И теперь рассказываю по возможности и как могу делюсь опытом — мой час может стоить другим людям года.

И даже если после стараний Виктора из армии джунов сможет пробиться хоть один человек — это уже много. Это значит что у нас появится ещё один прикольный коллега, что ещё один человек будет заниматься своим призванием, будет приносить пользу стране, та целая судьба человека в конце концов!

Ладно, это уже старая заезженная тема, но для меня это был один из сигналов: рынок уже нихрена не перегрет. Второй сигнал это что сами компании не хотят вообще держать программистов а переводят их в консультанты. Вон Ciklum например активно осваивает пул фрилансеров, другие компании нанимают консультантов чуть ли не для разовой работы. Это я сейчас говорю о крутых программистах, бывших тим лидов которых компании раньше берегли и лелеяли чтобы не перехантили.
Реально на глазах, пусть и со скрипом, но появилась удалённая работа на джаве (и я в числе первых на ней и оказался). Того глядишь и фриланс на ней появится.
Также как я понял из разговоров сейчас опять волна массового оттока программеров за кордон.
А ведь рынок айти глобальный, и везде в принципе те же зарплаты. А в Киеве зарплаты порой даже больше чем за границей. Например для Таллина 2000 это считается хорошей мидловой ЗП. Я слушал доклад про найм сотрудников в devclub.eu и думал сначала что какое то очень старое видео когда услышал ЗП. Оказалось цифры верные.

Потому что в Киеве тупо один аутсорс и вымучивают себе маржу кто как может.
Я просто вставлю цитату:

Аутсорсинг IT работает по формуле:

кол-во сотрудников * (цена чч для клиента — себестоимость чч для компании)

Чем больше разница между ценой человеко-часа и ее себестоимостью (зарплата, бонусы, офис, налоги), тем больше маржа. Чем больше сотрудников, тем больше прибыль.

А продуктовая компания из 3 человек может генерировать практически бесконечную прибыль. Продуктовые компании могут платить большие зарплаты, переманивают лучших разработчиков из аутсорсинга, вынуждают аутсорсинговые компании к повышению зарплат. Аутсорсинг получает меньшую маржу, прибыль и не получает никаких перспектив.

(по следующему тезису спорили очень горячо)

Наступают Китай и Индия. Они учатся двум вещам: собственно интеллектульной работе (дизайн-программирование) и менеджменту аутсорсинга. Кроме того в Долине очень много китайцев и индусов, они заинтересованы заказывать аутсорсинг именно у себя дома. А еще — индусов и китайцев на порядок больше чем россиян и украинцев. Через 5-10 лет аутсорсинг IT будет ассоциироваться с Китаем и Индией. Россия и Украина все еще будут получать какие-то заказы в специфичных областях, но большого и радостного будущего у аутсорсинговых компаний в России и Украине нет.

Продажа тушек почасово. Отсюда кстати тянется ещё одна проблема: программеров как рабов заставляют горбатится по 9ть часов на работе. Те кто пробовал договариваться хотя бы на шестичасовку грубо обламывали. И в офис заставляют тащится каждый день. И в отпуск так просто не отпустят — всегда дедлайн. А если отпустят то маскимум на две недели. Когда я перешёл на удалёнку то в те моменты когда мне удавалость чётко и придирчиво трекать время оказалось что в среднем выхлоп у меня пять часов. Если стараться, то шесть, хотя бывают дни когда больше девяти закрывал. Просто в офисе это как-то не сразу бросается в глаза, хотя там работается действительно больше и много работы проходит в общении с коллегами.
Нет, вы не подумайте, я далеко не выпендриваюсь, мы реально много вкалываем.
При этом обратите внимание что нет по сути у программистов никаких прав.
В наследство от СССР Украине достался вполне хорошее и адекватное социалистическое трудовое законодательство которое старается завернуть Тигипко. Я реально советую почитать КЗОТ, там много вещей продумано.
А по факту всех девелоперов загнали в серые схемы СПД, т.е. вы тупо подрядчики. Уволить вас — просто разрыв контракта. Никаких выходных пособий, что вы. Какие нафиг отпуски, вы вообще у нас не работаете. Случись что — никто вам не обязан оплачивать больничные. Почти все договоры содержат явно противозаконные пункты и вольные трактовки и наглые вопиющие нарушения.

Вот например, по закону, человек имеющий профильное образование принимается на работу без испытательного срока. И это логично, государство вручается за вашу компетенцию, какой ещё нафиг испытательный срок?
Понятно что все начнут ныть, мол. та у нас ничему не учат.
Но позвольте, вы думаете что из 66 человек на моей специальности я один из шести закончивший ВУЗ (остальные пять — настоящие инженеры с заводов), делав курсовые по автоматизации реальных производств не смогу вашу сранную яву выучить?
Я дипломированный магистр по компьютерным системам, и знаю всё от мультиплексоров и булевой алгебры до отличий интерфейса от абстрактного класса.
И это при нашем «ужасном образовании». Вам хватит с головой.

И пока айти компании могут себе позволять арендовать башни и добровольно оплачивать мед страховку, все вроде как довольны. Но это до следующего кризиса.

Эта тенденция мне показалась только в Киеве в регионах ситуация такая же хорошая и даже явный рост — все уходят из дорогого Киева в дешёвую зашарпанную Одессу и даже Днепр. Да ладно Днепр, даже в Кривом Роге открылась аутсорс компания! А на фоне активного местного IT комьюнити которое я менеджу возможно что и остальные игроки подтянутся.

Регионы насытят, это дело ближайшего времени. И возможно киевская тенденция прийдёт к ним, если ничего не изменится к тому моменту. И тогда закончатся эти смешные и неуклюжие переманивания эйчаров в Одессу из Киева — «А у нас море».

А раз так, то хватит терпеть в ваших командах тех с кем вам сложно работать. Причём скорее всего что работник он нормальный но реально не сработались.
Извиняйтесь, «наши дороги расходятся» и попробуйте найти более подходящего человека. И не бойтесь брать его из джуниоров, интернет потихоньку оброс уроками для них и экономить на их обучении уже смысла нет — вместо этого можно сэкономить уволив одного ейчара. У вас их всё равно ещё двадцать останется, так что увольте ещё одного и лучше наймите опытного психолога и попытайтесь наконец-то понять что тим билдинг это не пьянка, а серьёзная наука.
Правда скорее всего джун таки уйдёт от вас когда поймёт что ему больше по душе, но до этого он будет довольно долгое время супермотивированно вкалывать и овертаймить.

JavaScript выпал из рамок разумного

Его уже пихают везде и на сервер сайд и даже в БД. И пытаются типизировать или разбавлять кофейным сахарком.
Сейчас прямо целый парад новых фреймворков.
Но то что я увидел на XP Days вызвало отвращение даже у моего развратного мозга еле отошедшего от Meteor.
AngularJS в себя впихнула невпихуемое и судя по замашкам потеснит в чём то jQuery.
Главное отличие: декларативный подход вместо императивного в jQuery.
Крутая штука, джавскриптеров доводит до оргазма. Даже немного завидно.

Ручное тестирование теперь прошлый век


Фукидид смотрит как вы прочтёте его имя на английском

Вот это пожалуй главное открытие с этого XP Days.
Фундаментааааальный такой сдвиг.
Грубо говоря, теперь достроили последнюю ступеньку в тестировании: приёмочное тестирование. С помощью Thucydides теперь мы сразу пишем acceptance criteria в коде, и тестируем их автиматически.
Больше как таковые манки тестеры не нужны. На конференции докладчики отрапортовали об успешном его применении в продакшн: они переучили тестеров в автоматизаторов.
И вроде как успешно, и даже тестеры были за, и ни кого не пришлось увольнять или докупать.
Лёха Резчиков закрывал конференцию с рассказом о том чему программисты должны в первую очередь обучать бывших тестеров.
Такие дела. Так что TestLink фтопку, и бегом всех своих тестеров записывайте на Selenium Camp и AT Days.
Конечно чисто мануал тестеры как профессия останется, но это уже будет больше интелектуальный Exploratory Testing.

Вот примерно такие мутные мысли на сегодня у меня.
Отдельно выделил в черновики мысли о пирожках и программистах и ценный опыт которым поделился Иван Медведев.
В течении месяца опубликую их.

Добавить комментарий

